Типы привязанности

Защищенные дети

Как воспитать ребенка с надежным типом привязанности? Я пойду от обратного – расскажу, как образуется небезопасная привязанность, а потом перейдем к миру во всем мире.


Начнем с избегающего типа. Это такие «защищенные» от чувствования детки. Причина обычно скрыта в послании от внешнего мира – «некогда чувствовать, надо делать!». Сюда можно отнести 1000 обстоятельств: от семейного насилия до любящей семьи, где хвалят только за поступки.


У ребенка формируется рационализированная картина мира: где все стоит планировать, объяснять, выполнять, заботиться, слушаться и т.д. Действия имеют бОльшую ценность, чем чувства. Совсем грубо можно сказать – что добиться своего ребенок может только с помощью одобряемых взрослыми поступков. Чувства ничем не помогают, их не замечают.


В свою очередь можно выделить несколько способов поведения таких «защищенных», или избегающих чувств, детей:

- стремиться стать любимчиками (в семье или в школе) через хорошее поведение, учебу, сверхдостижения – все, что приносит одобрение и авторитет. Даже если они выражают чувства – то это не спонтанность, а тщательно выверенная, осмысленная реакция, чтобы соответствовать ожиданиям взрослого. Внешне – это спокойные, рассудительные, благополучные дети. Никто не угадает, что за этим скрывается подавленные эмоции, желания, грусть и одиночество.

Обычно такую тактику выбирают дети, которым поведение взрослых кажется настораживающим: все в целом хорошо, но иногда происходят «взрывы».

Вырастая, такие люди в отношениях во всем соглашаются с партнером, сводят все в шутку и позитив, не воспринимают сказанное всерьез или стараются компенсировать недовольство партнера заботой – обсудить проблемы практически невозможно.

- оставаться сильным, несмотря ни на что. Такие детки могут выглядеть достаточно отстраненными, вынужденно самодостаточными (везде «не трогай, я все сам»), сконцентрированными на выполнении заданий. Они привыкли полагаться только на себя, им действительно проще делать все без помощи посторонних. Часто на них лежит ответственность за благополучие взрослых, за мир в семье. Они похожи на атлантов, которые на своих руках держат небо – не справишься, и все рухнет.

Так могут вести себя дети, которые общаются со взрослыми, чье поведение подвергает благополучие ребенка опасности. Например, алкоголизм, постоянные скандалы, меняющиеся партнеры и пр.

Во взрослом возрасте такие партнеры обычно выглядят отстраненными, уходят в себя, работу или спорт в любой непонятной ситуации, не говорят о чувствах, а спрашивают: «Что мне сделать?», очень организованны и аккуратны. Депрессивны. Может казаться, что они всегда тянут одеяло на себя, но за этим стоит их неуверенность в себе и страх постыдного поражения.

- не привязываться ни к кому. Обычно у таких детей имеются глубокие травмы привязанности – насилие, полное игнорирование потребностей ребенка, потеря близких в отсутствии поддержки. Они могут быть задиристы, кажутся бесстрашными, угрожающими.

На самом деле, это люди, которым когда-то буквально приходилось выживать своими силами – они прекрасно сохраняют самообладание в ситуациях, угрожающих жизни. У них ничтожный кредит доверия к окружающим, они замкнуты и изолированы. Говорить о партнерстве тут сложно. Часто тут имеет место постоянная смена партнеров, т.к. нарушена способность строить устойчивые, открытые отношения.


Хочу уберечь вас от соблазна делить людей на категории (хотя, безусловно, это облегчает жизнь) и помнить, что, несмотря на общее, история каждого уникальна.


Если вам близка эта тема, поделитесь, какую способ поведения вам приходилось использовать в детстве? 1, 2 или 3?

Типы привязанности