Типы привязанности

От разлуки любовь горячей или с глаз долой - из сердца вон?

Типы привязанности
Мы по-разному переживаем разлуку с любимыми. Кто-то ходит по потолку от тоски, кто-то проводит время в свое удовольствие и в спокойном ожидании. Почему так? Любовь разной силы? Нет, наш тип привязанности влияет на поведение в разлуке.
В 1965 году психолог Мэри Эйнсворт провела эксперимент среди мам и годовалых малышей под названием “Незнакомая ситуация”. Условия были простыми: мама с ребенком какое-то время весело играли вдвоем в специальной комнате. Потом туда заходила незнакомка - приветливая аспирантка из команды Эйнсворт, а мать уходила “по делам”, оставляя ребенка с ней. Потом она возвращалась, незнакомка уходила. Потом мать снова уходила, оставляя ребенка одного. Чуть позже к малышу заходила незнакомка. В конце мать возвращалась в комнату, а незнакомка выходила.
Давали ли ребенку в утешение конфету или плюшевого мишку - неизвестно. Целью эксперимента было наблюдение за реакцией ребенка на возвращение матери. Именно благодаря ему Мэри Эйнсворт сформулировала три типа привязанности, которые стали разгадкой к пониманию того, как детский опыт взаимодействия со значимым взрослым влияет на построение отношений во взрослой жизни.

Как реагировали дети на возвращение матери?

1. Часть детей чувствовала себя уверенно рядом с мамой и радовались ее возвращению. Эту группу отнесли к надежной привязанности. Выяснилось, что и дома матери этих детей были эмоционально отзывчивы, а дети почти никогда не плакали.
2. Другая группа детей были взволнованы незнакомой обстановкой и старались держаться поближе к маме, не упускать ее из виду, плакали, когда она уходила, не обращали внимания на игрушки в комнате. Когда мама возвращалась, ребенок демонстрировал то радость и бежал к ней, то обиду - отталкивал ее. Эту группу отнесли к тревожному типу привязанности. В домашних условиях мамы этих детей нередко вели себя непредсказуемо: то были отзывчивы, то не реагировали на ребенка.
3. Были дети “в домике” - они, казалось, никак не реагировали на уход-приход матери. Ходили себе или увлеченно играли. Когда мать возвращалась - они вырывались из ее объятий, отводили взгляд, отталкивали. Выяснилось, что равнодушие и независимость служили защитным механизмом избегающей привязанности, помогающим пережить разлуку.
4. Дезорганизованный тип привязанности обнаружила коллега Эйнсворт Мэри Мейн. Она заметила, что некоторые дети ведут себя неадекватно ситуации разлуки или встречи, сильно пугаются, застывают или последовательно повторяют однообразные движения. Система привязанности у таких детей разрушается сильными эмоциями, например, страхом или гневом. Вокруг этого типа было много споров, и зеленый свет он получил лишь в 1990 г.
Вы можете пройти тест и определить свой тип привязанности на моем сайте.